Внедрение организационных принципов 5S в медицинские учреждения государственного и коммерческого сектора позволяет улучшить условия труда персонала, повысить производительность и вовлеченность в процессы улучшения рабочего пространства, а также сформировать «бережливое мышление». Это довольно длительный процесс, который невозможно внедрить за короткий промежуток времени, поэтому при планировании мероприятий следует закладывать не только финансовые, но затраты по времени.
Важно! В связи с тем, что это может вызывать дискомфорт и трудности не только у посетителей, но и у сотрудников, переход на стандартизацию не следует сопровождать штрафными санкциями.
В основном метод 5S базируется на пяти взаимосвязанных принципах (шагах):
Разберем подробнее содержимое каждого этапа - необходимые действия, нужные для внедрения расходные материалы.
Методика выявления и устранения излишков и неиспользуемых материалов для освобождения рабочего пространства и повышения производительности. Для классификации предметов на нужные/ненужные авторы предлагают использование красных меток/ярлыков и выделение зоны для временного хранения подобных предметов. Постоянные нужные предметы помечаются "зеленым", материалы имеющие нерегулярный порядок использования маркируются "оранжевым".
На ярлыке можно указывать информацию, нужную для дальнейшего определения местонахождения предметов. Особенно это касается зоны размещения элементов, отмеченных "красным".
Для этой процедуры рекомендуются к использованию цветные самоклеящиеся этикетки из разных материалов в соответствии с условиями хранения: бумажные для сухих помещений общего пользования, полипропиленовых для влажных и холодных мест. Так же возможно нанесение разметки с помощью цветной ленты из ПВХ.
Организация рабочего места так, чтобы каждый предмет имел свое место и был легко доступен. Это уменьшает время, затрачиваемое на поиск нужных инструментов и материалов. Документы, расходные материалы, приборы должны быть визуально помечены и размещены таким образом, чтобы на их обнаружение уходило не более 30 секунд, при этом касается это не только хозяина кабинета, но и другого персонала, который может зайти в помещение за необходимым ему предметом.
Этот процесс затрагивает мебель и системы хранения, техническое оснащение (компьютеры, принтеры и т.д.), основные рабочие документы.
Регулярная очистка и обслуживание рабочего места. Этот этап помогает поддерживать рабочее пространство в хорошем состоянии и увеличивает продолжительность его эксплуатации. В медицинских организациях чистота помещения, оборудования, стерильность инвентаря подчиняется санитарно-эпидемиологическим нормам и обрабатываются дезинфектантами в соответствии с внутренним регламентом.
Подробнее об особенностях уборки в медицинских учреждениях читайте в нашей статье "Дезинфекция помещения - уборка, спецобработка, дезары, лампы".
Установление стандартов для поддержания порядка и чистоты, сохранение результатов на длительный период и повышение эффективности рабочего процесса. Стандартизация предполагает формирование общей для всех операционной карты для демонстрации наиболее эффективного размещения элементов в целевой зоне. Визуализация является ключевым элементом, позволяющим безопасно, в кратчайшие сроки и наиболее полно донести информацию до сотрудников и посетителей. Наглядность способствует наиболее полному пониманию порядка функционирования медицинской организации, требований к пациентам, правил безопасности, качественной оценки уровня обслуживания.
Благодаря этому проще всего отслеживать порядок хранения материалов, вести учет наличия необходимых расходников и помещать предметы на их место после использования.
Постоянное совершенствование и поддержание высоких стандартов в работе и в организационных процессах. Мотивирование и стимулирование работников играют важную роль в данном шаге метода 5S. Одобрение и признание усилий каждого из сотрудников позволит стимулировать их внимание и предлагать новые идеи и улучшения. Постоянство реализации пятого шага в медицинской организации послужит залогом закрепления успешных решений, ускорения обслуживания и повышения комфорта на рабочем месте.
Однако в медицинских организациях необходимо учитывать специфику трудовой деятельности медицинского персонала, законодательство и повышенные требования к безопасности и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима. Поэтому внедрение отдельных шагов метода 5S может потребовать определенных адаптаций.
Наша компания предлагает большой спектр средств для организации пространства, например, качественную медицинскую мебель. Соберем все необходимое под заказ. У нас есть самовывоз и доставка.